пятница, 15 июля 2016 г.

ИНТЕРВЬЮ С АВТОРОМ ФЛЕШМОБА #яНеБоюсьСказать И ТРИ ИСТОРИИ


Ужасно. У меня в жизни настолько травмирующего не было, повезло. Хотя иногда закрадывается сомнение - вдруг я что-то вытеснила из памяти, ведь может такое быть? На самом деле, были крайне неприятные моменты "на грани", приставания, грязные намёки, попытки, но везло, слава богам, в решающий момент появлялись какие-нибудь случайные люди и обидчики сваливали.

Самый первый и самый мерзкий случай домогательств помню, когда мне было лет 10, я пришла к бабушке (у неё на тот момент жила тётя с мужем), входные двери тогда не запирали. Вхожу, слышу, кто-то душ принимает, бабушки в её комнате нет. Может, это она в ванной? Подожду, пока выйдет. Не знаю, что мне взбрело в голову, но пришла идея спрятаться под стол, а, как бабушка выйдет из ванной, выскочить оттуда и "напугать" её)) В общем, сижу под столом, а из ванной появляется тётин муж в полотенце на бёдрах. Приближается и, снимая полотенце, спрашивает, видела ли я мальков голыми.. Помню панику и какое-то тупое онемение.. На моё счастье в этот момент в дом вернулась бабушка, которая выходила в магазин. За те секунды, пока она вошла в прихожую, тётин муж успевает навернуть обратно полотенце и, как ни в чём не бывало, идёт одеваться в свою комнату. Никому этого не рассказывала прежде.

Про всякие "зажимания" в школе не стоит и вспоминать. Различные приставучие типы в транспорте и других общественных местах - тоже не заслуживают внимания. Но тут не совсем так. Внимания должно заслуживать поведение в тот момент, очень трудно дать отпор даже словесный - а иной часто и не нужен уже бывает, если грамотно послать. Но обидно, что до сих пор есть во мне какой-то тормоз из серии "не обидеть человека" - это, естессно, касается не прямых приставаний и домоганий, а таких, которые лезут с разговорами и вопросами эдак мал-помалу. Над этим надо поработать, да.

Чаще всего случались (и до сих пор бывает, увы) мужики, прижимающиеся в общественном транспорте, буээ. Подумать только, что было время, когда я не могла сказать ничего и только молча пыталась повернуться, отодвинуться (тщетно в набитом помещении), но однажды услышала, как какая-то девушка в автобусе громко наорала на мужика-прижимальщика, и мне это как-то вправило мозги - с тех пор не стесняюсь, если что так же громко потребовать перестать ко мне жаться, а то и обругать так, чтобы всем было слышно и ясна суть ситуации.

Так что вот. Не особо жаждала что-то рассказывать, но волей-неволей поучаствовала во флешмобе #яНеБоюсьСказать

Пословица "молчание - знак согласия", увы, правдива на все сто, особенно в случаях с сексуальными приставаниями и насилием.
А.Ш.
ИНТЕРВЬЮ С АВТОРОМ ФЛЕШМОБА #яНеБоюсьСказать И ТРИ ИСТОРИИ

В социальных сетях продолжает стремительно распространяться флешмоб под хэштегами #яНеБоюсьСказати и #яНеБоюсьСказать. За несколько дней тысячи людей — не только женщины, но и мужчины — рассказали на своих страницах в Facebook и ВКонтакте о случаях домогательств и изнасилований. Rus2Web поговорил с организатором акции, украинской журналисткой Анастасией Мельниченко, а также собрал несколько историй жертв сексуального насилия, которые приняли участие во флешмобе.

- Как к Вам пришла идея организовать флешмоб?

- Идея пришла после прочтения очередного обсуждения жертвы изнасилования, когда комментаторы искали причины изнасилования не в насильнике, а в жертве. Мой пост был эмоциональной реакцией на такое обсуждение, поскольку у нас в культуре укоренилось такое понятие, как «вина жертвы». Это необходимо изменить. Виноват всегда насильник. Понятие виктимного поведения устарело. Это все — прикрытие для насилия.

- Вы предполагали, что флешмоб захватит как украинских, так и российских пользователей Фейсбук и Вконтакте?

- Нет, конечно. Я ожидала резонанса, но не такого, конечно же. Видно, что женщинам есть о чем сказать.

- Какая, по вашему мнению, основная причина харассмента?

- Тотальная объективация женщины в постсоветской культуре, гендерное неравенство, отношение к женщине как к «другу человека» и придатку к мужчине.

- Какова цель акции и выйдет ли она за рамки социальных сетей?

- Цель акции — изменение общественного мнения и формирования новой нормы, когда насилие не умалчивается, а жертва не обвиняется. Надеюсь, что акция перерастет во что-то большее: книги, театральные постановки, веб-сайты.

Rus2Web публикует несколько историй по хэштегам #яНеБоюсьСказати и #яНеБоюсьСказать с разрешения их авторов.

Юлия Новосельцева:

*Данный пост был опубликован в Фейсбуке только для друзей Юлии.

#янебоюсьсказати #янебоюсьсказать Когда мою ленту заполнили посты с этим хэштегом, у меня начался нервный мандраж — я чувствовала, что если не напишу, буду считать себя трусихой, а писать страшно, стыдно и очень, очень болезненно. Но я все же попробую. Мне выбрать историю из череды приставаний и харассментов легко —она очень выделяется.

Мне было восемнадцать лет, так сложилось, что я не оказалась после выпуска в университете и работала в банке. Но это не очень важно. Одним скучным осенним вечером старый знакомый пригласил меня на вечеринку и я обрадованная поехала. Там я встретила милого интеллигентного мальчика, и мы сразу что называется hit it off. Настолько хититофф что на следующий день я пришла к нему в гости и мы много болтали и смеялись, а через пару дней решили вместе махнуть в Питер. И махнули. Мы очень радовались, какие мы сумасшедшие. Там мы первый раз поцеловались. Мальчик был очень мил. И мальчик признался, что он вообще опытом в этом особо не обладает — в целованьи например. Я каким-то опытом обладала и выпив немного вина решила ему показать как надо. Надо уточнить, что это 18 лет — это когда вполне достаточно поцелуев и жарких объятий, а дальше это еще надо подождать. Ну так мы и стали, целоваться и обниматься, учась, как целовать, скажем в шею чтоб приятно, что надо вот так со страстью, по-животному. Мальчик постепенно очень раздражился на себя и пошел курить. А я заснула. А дальше начался мой кошмар. Я проснулась от того, что меня душат. До сих пор помню — я смотрю на камин и книжные полки в приглушенном свете и мысленно прощаюсь со всеми, думаю — как глупо поехать с каким то мальчиком в Питер и умереть. Это было долго. Я вырывалась и хрипела но мальчик был сильнее. И он стянул с меня джинсы и изнасиловал. Рукой. Всей ладонью.

После этого я лежала на кровати и плакала. Это ощущение опустошенности и разлома возвращается каждый раз как я вспоминаю. А потом мы начали встречаться. Это называется стокгольмский синдром. Разумеется этому предшествует много чего. Этому предшествует в первую очередь сформировавшееся раньше ощущение что насилие в отношении меня — это нормально. И ничего страшного. Этому предшествует нехватка любви/одобрения из детства когда ты кидаешься в любые отношения лишь бы тебя любили и оценили. И прочее. Так что да. Все же люди, все же немного сумасшедшие - оправдав таким образом мальчика, я впала в зависимость. И так полтора года я провела в отношениях, где во время ссор меня душили, принуждали к сексу, приставляли к горлу нож и прочее, где у меня были постоянные истерики и страхи. Иногда мне кажется, что то изнасилование - это еще не самая страшная их часть. И все время я винила себя — я же «истеричка» , я «сама напросилась». После расставания и конца мучений у меня началась тяжелая депрессия с паническими атаками, я почти не ела, почти перестала общаться с людьми и ушла из университета. Чтобы восстановиться мне потребовалось два года работы над собой, психоклиника, много психотерапевтов, разные таблетки и помощь хороших людей.

Всякие разные последствия во всех сферах своей жизни я до сих пор испытываю и продолжаю над ними работать. Такая история. Наверное, тут легко сказать что я сама виновата. Но мне пока никто этого не говорил.

Это правильный и хороший флешмоб. Никто не должен думать, что даже самое маленькое насилие — это нормально. И никто не должен бояться об этом рассказать.
Я не боюсь запостить.

Ольга Филонова:

Знаете, этот фонтан как-то пока нереально прикрыть... Подробности, воспоминания. Лучше не читайте если нервы. #яНеБоюсьСказать

Просто набор воспоминаний-вспышек.
В детстве, когда отчиму что-то не нравилось, он брал меня за шею и таскал. Например вышла я погулять с друзьями лет в 13 — пришел, молча взял за шею и потащил. По улице, по лестнице на четвертый этаж. Никто ни разу ничего ему не сказал. Терапевт в районной поликлинике оч удивлялась синякам на шее и хроническому лимфадениту или как-то так это назвали.

Иногда я стирала постельное белье ночами в ледяной воде, иногда подъезд мыла —такое было воспитание. Или его грязные носки и рубашки. Машинка стиральная самая крутая у нас была.
Несколько раз в неделю были многочасовые лекции о том, что я ничего из себя не представляю, никто, и даже в унитазе дерьмо не мое и «ничего твоего здесь нет» . Он жил в квартире, которая принадлежала и принадлежит мне и матери. Нельзя было в процессе выслушивания сидеть, можно было только часами это выслушивать все стоя, даже к стене прислоняться нельзя было. И обязательно нужно было говорить что я согласна, что я дерьмо, что я никто, что я сломала всем жизнь и тп.

Мои вещи постоянно досматривались, что то выкидывалось. Мне запрещали друзей (с некоторыми послаблениями на пару девчонок), разговоры по телефону, дневники, плакаты со звездами, слушать музыку. Телевизор/кино иногда можно было. Поездки в лагеря и прочие места с классом были тем более запрещены, поскольку он в детстве жил в бараке. А я не заслужила тем более. В поездку по Европе и в Англию вместо меня поехала сестра матери.
С какого то возраста меня старательно по его инициативе одевали как мальчика. Чтоб никто не «увел» . Правда, коса до попы никого не смущала. Постоянно допрашивал, не заинтересовал ли меня противоположный пол. Требовал целоваться, я стискивала зубы и губы и стояла зажмурившись, вжавшись в угол. Ему тогда было лет пятьдесят что ли, может чуть меньше. Почти два метра ростом, «фигура атлета» как он говорил.

В каком то возрасте, лет в 10-11, на меня почти полностью (хотя кому я вру, полностью) свалили домашнее хозяйство. Готовка, уборка, мусор, магазины. Постоянные унижения и уборка «под надзором» . Ненавижу убираться теперь, правда, хотя жить в чистоте люблю.
Если что то было не так - то посуду по несколько раз перемывать, то пол, слушая о том, что такое дерьмо никто никогда замуж не возьмет (видимо, надеялся). Забыла выкинуть мусор - мусор в постель, спи с помойкой. Накосячила где-то или посмела высказать свое мнение — ложиться спать запрещено. Сиди и не спи. Или стой. Глаза закрывать нельзя.

Никого не смутило, что в 14 лет я заболела половым герпесом да еще и в какой то жуткой форме. Даже врача из кожного диспансера. При учете того, что такая болячка была только у того товарища. Спасибо всем докторам, больше у меня такого нет, уже почти двадцать лет. Больно было очень. Это тоже мать не удивило.

Я могу его слепить вслепую. Каждую деталь (и ниже пояса тоже). Хорошо, что на голове обычно лежала подушка и я могла хотя бы не видеть. Научилась считать до тысячи скороговоркой и отключать всю периферию. Могу трогать руками любое дерьмо не ощущая при этом ничего.
Лет в пятнадцать я от него в издевательской форме узнала, что папашу то ты деточка зря ждешь. Он пока был на твоей матери женат с ее сестрой спал, и срать на тебя хотел. Я отца, кстати, лет до 25 ждала, потом забила.

Такие дела. Сотрите мне кто-нибудь память частично, м? Я одно время мечтала потерять память вообще, но потом осознала, что тогда потеряю и память о дедах и бабушках и пра... И спасибо той девочке, которая уговорила меня уйти от края крыши.
И да, мать при многом присутствовала. Но этого «не было» . Это я «врала, чтобы очернить человека». Но иногда что то «было» и тогда я была соперница-разлучница, мечтающая увести ее мужика и сломавшая ей жизнь. Особенно лет в 10-12 было забавно.

Алексей Сергеев:

Хочу сказать, что я подвергался сексуальным домогательствам 4 раза, это явные случаи, были еще и различные ситуации «на грани», которыми в данном случае можно пренебречь. Первый еще классе в третьем или пятом, в набитом общественном транспорте, когда я ехал в Дворец юношеского творчества, тогда некий мужик, от которого никак было не увернуться — настойчиво совал свои руки и елозил ими там, где не следует. Помню, пытался увернуться, повернуться, что в троллейбусе набитым битком было непросто, на лице мужика была гаденькая ухмылка. Пространство между остановками, кажется, длилось вечность. Выскочил — раньше, и шел пешком по морозному городу красный то ли от стыда, то ли от беспомощности. Другие случаи были уже «во взрослой» жизни. К счастью, ни один из них не завершился реальным изнасилованием, но, даже то, что удалось почувствовать — было отвратительным. Исходя из рассказов жертв и собственной экстраполяции ужасно представить, что могло бы быть... Больно за всех, кто это пережил.

Считаю, что проблема насилия это не «женская» или «мужская» проблема, а проблема всего общества. Если иметь реальную статистику жертв, уверен, случаев насилия над мужчинами - гораздо больше, чем фиксируется, просто система построена таким образом, что мужчины не только «не плачут» , но и обращение в полицию или рассказ об этом - скорее несут не только «репутационные» риски, но и угрозу оскорблений или продолжения насилия (бутылка из под шампанского в казанском отделении полиции - только верхушка айсберга). И это не только тюрьмы, детские дома или другие изолированные мужские коллективы, и не только ГБТ-мужчины. Так, что касается жертв - это далеко не только женщины. И те мужчины, которые считают, что эта проблема «их не касается» — глубоко заблуждаются.

Если же мы будем говорить про тех, кто домогается и насилует — то здесь, очевидно, что подавляющее большинство — мужчины. Как не крути, лучезарного 15-летнего Мюттью Шеппарда во время зарубежной поездки изнасиловали не арабские женщины. И потом, в 21 год глумились над ним и оставили умирать привязанным к изгороди опять же не женщины. Если в моем случае одно домогательство из четырех было «женское» , то при увеличении выборки, уверен, такие случаи окажутся вообще довольно редкими, а реальные последствия их воплощения и вовсе скорее исключениями.

Означает ли это, что мужчины по природе своей сволочи и чудовища? Я так не считаю. Уверен, большинство случаев насилия — это продукт воспитания, социализации. Действительно, патриархальная матрица, навязывание маскулинности, агрессивности и отношения к человеку (прежде всего женщине) как сексуальному объекту — приводят к ужасающим последствиям.

Я против коллективной ответственности и навязывания вины. Виноват всегда насильник, и другие мужчины — не несут вины только за то, что родились мужчинами. Но, коллективная ответственность существует в другом: каждый и каждая, кто соглашается с патриархальными стереотипами, кто поддерживает их, по сути —невольный соучастник (вне зависимости от пола). И об этом нужно говорить. Не молчать... Только так можно изменить систему и печальную статистику.

Лучи добра всем, кто пережил страшное. И молитва за то, чтобы меньше было этого зла в мире...

#IAmNotAfraidToSayIt
#яНеБоюсьСказати
#ЯНеБоюсьСказать

http://rus2web.ru/speczmaterialyi/yaneboyusskazati.html

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий