суббота, 21 января 2017 г.

Александр Бирюков О мужчине Продолжение

 Первая часть второй главы книги "Мужчина — душа нараспашку!"


Этим фактором был я. Как и в любой нормальной семье, уходом за мной занималась мама. А вот воспитанием…

Воспитание я получил очень-очень мозаичное.
Папа был основным добытчиком семьи. Причин этого несколько. В период моего раннего детства я постоянно простужался и много болел, поэтому мама сидела со мной на больничном. А это потеря в доходах. Иногда (после окончания больничного) приходилось даже сидеть по справке – то есть без оплаты. А с учётом того, что я болел каждые 2 месяца не меньше, чем по неделе, то потери в её доходах были значительные.

В конце 80-х папа ушёл из низкооплачиваемой госконторы и сначала стал замом, а потом директором небольшого производственного предприятия. То бишь бизнесменом, да не просто, а аж топ-менеджером, как сейчас говорят. В то же время в лаборатории, где работала мама, было трудно как с заказами (хозрасчёт!), так и с выплатой зарплаты. Госконторы тихо загибались, прибыль получали только руководители, которые сдавали площади фирмам. Так что бизнес давал хотя и очень непостоянный, но хороший – по сравнению с полудохлым государственным – доход. У этого была куча нюансов, о которых позже.

Кроме снабжения семьи, папа приучал меня к различному ручному труду и прививал мне разные умения. Благо он мастер на все руки и умеет почти всё. Он учил меня обращаться с деревом, металлом, класть стену, сверлить, точить, прилаживать и т.п. Он же приучал меня к спорту: боксу, тренажёрам, атлетике. Вообще своим трудолюбием и умением он показывал (и продолжает показывать) отличный пример. У него всегда всё получалось, и меня, ребёнка, это мотивировало на труд.

А вот умственным моим развитием занималась мама. Она же прививала мне часть черт характера, которые повлияли на меня как позитивно, так и негативно. Вернусь к этому позже.

А другую часть черт характера, а также умение находить общий язык с самыми разными людьми, заложила и взрастила улица. Уличное воспитание занимает одно из важнейших мест в этом деле.

Школа. Всегда принято говорить, будто школа что-то там дала. Знания – да, безусловно. Но в плане воспитания, скорее, дала не школа, а подростковая иерархия и взаимоотношения в ней, в которой находились и я, и остальные ученики. То есть, фактически, та же улица (нерегулируемый извне детский коллектив). Только в стенах школы.

Вот примерно так выглядели мои воспитатели.

Сразу коснусь детского сада, чтобы больше к этой теме не возвращаться, поскольку она малозначительная для будущих событий. Вообще своё отношение к дошкольной системе образования позднего СССР (и современной России) я достаточно полно высказал в книге «Ненастоящий мужчина» (глава «Этапы взросления и развития мужчины»). Я посещал 2 дет.сада. Первый был филиалом гестапо, где воспиталки просто вытворяли, что хотели, включая жестокое психологическое и физическое насилие. Особенно доставалось детям, которые чем-то выделялись из серой массы. Но в любом случае без издевательств не оставался никто. Поскольку я плохо ел (не было аппетита), меня усиленно кормили, и тут любимая штучка была отвести меня с тарелкой к заведующей, дабы я под грозным взглядом строгой тётки уплетал за обе щёки. Однако приводило это лишь к тому, что еда остывала и становилась клёклой, совершенно несъедобной. Так я и сидел по часу перед тарелкой схватившейся каши. Зачем – непонятно. Впрочем, другим доставалось гораздо сильнее за всякое-разное. Второй детсад был спокойнее, воспиталки там были не такие жестокие, зато пофигистичные. Дети были предоставлены сами себе, дрались, кидались, прыгали, падали. Много раз доходило до травм. Та же самая детская нерегулируемая иерархия, зеркало древнего человеческого стада с альфа, бета, гамма и омега-самцами, альфа, бета и омега-самками. Главный аргумент – силовое решение любого вопроса. У самок – подлянки, удары исподтишка (в прямом и переносном смысле) и стукачество «альфа-самцу» или воспиталке. Теперь, когда разбираешься в нюансах инстинктивного поведения человека, не перестаёшь удивляться, насколько нерегулируемый смешанный коллектив дошкольников ярко иллюстрирует это самое инстинктивное поведение. И насколько поведение маленьких детей соответствует биологическим, психофизиологическим различиям мужчины и женщины. Впрочем, долго расписывать смысла нет. Интересующихся отсылаю к книге «Ненастоящий мужчина». Обо всё этом там тоже рассказано, причём предельно подробно. Главы «Ранг и примативность» и «Чем мужчина отличается от женщины».
Теперь, когда детский сад оставлен позади, считаю, что лучше всего разобрать, какие же вообще черты характера хотели привить мне родители. И какие привили. Каждой черте я посвящу небольшую подглавку. Эти черты будут разделены на две части. Первая –«полезные» черты, то есть те, которые в дальнейшем помогли мне развиваться и соответствовали жизненным реалиям. Вторая – «вредные», которые не были адекватны жизненным реалиям, тормозили развитие и создавали мне кучу проблем.

Итак, первая группа, «полезные».

1. Любознательность

Считаю эту черту одной из самых классных и полезных среди всех тех, которые удалось родителям мне привить. Любознательность в знаниях мне с самого раннего детства прививала мама. Причём всевозможными способами, чаще всего самыми простыми и интуитивно понятными. Как известно, ребёнок, когда начинает осознавать себя и постигать окружающий мир, задаёт миллионы вопросов. Большая часть родителей так или иначе отмахиваются от них. Кто-то слишком занят собой и своими личными делами. Кто-то считает, что ребёнок просто дурью мается – нет смысла отвлекаться на такую ерунду. Кто-то (большая часть молодых родителей) попросту сам не знает, что к чему по причине тупости, неначитанности, серости ума. Разумеется, у таких и ребёнок никогда ничего не узнает. Самый распространённый способ решения этой проблемы – сейчас – поставить DVD-диск с 10 часами мультиков, и пусть ребёнок дует с утра и до ночи. Или купить игровую приставку, сунуть в руки детёнышу, и пусть гоняет машинки или мутузит монстров. Во времена моего детства были видеокассеты и 8-битные приставки. Ещё был хороший способ – выпнуть малявку на улицу – пусть там ума-разуму набирается. А мамаша тем временем посмотрит сериал или потреплется с подружкой. Это гораздо важнее и интереснее, чем отвечать на сотни детских вопросов.
В результате получается ребёнок (а потом взрослый), который ничего не знает и – самое главное!!! – НИЧЕМ НЕ ИНТЕРЕСУЕТСЯ! Ему ничего не интересно узнать, у него никогда не бывает вопросов относительно чего-то. Ему на всё наплевать. У него нет цели в жизни и он понятия не имеет, что она вообще может быть. Нет интересов, увлечений. Серые, плоские мозги. Весь его рассудок состоит из животных инстинктов, отрывочных знаний из школьной программы (скорее, даже, туманных отголосков) и пары-тройки практических навыков, которыми индивид зарабатывает себе на хлеб. Он не стремится развиваться – он вообще не догадывается, что можно развиваться. В общем-то, его и индивиом назвать нельзя – это элемент, ложка серой человеческой массы. И беда тут даже не в том, что он не вырастет Эйнштейном. Беда в другом. Отсутствие вопросов относительно мира и самого себя означают, что тело так всю жизнь и просуществует в амёбном состоянии, не поднявшись рассудком выше картофелины. Полный пофигизм значит, что тело навсегда будет овощем, не способным даже понять причин своих постоянных провалов и неудач. Отсутствие цели в жизни означает всё то же скотское состояние и пожизненное обслуживание чужих интересов. А если нет интересов – чем занять время после работы и выходные, а также отпуска? Правильно, бухлом. Идеальный убиватель времени. Ножницы, которые ловко вырезают периоды твоего бесцельного бытия. О том, что это время можно потратить куда продуктивнее и полезнее, телу даже в голову не приходит по причине пофигизма и отсутствия интереса к чему либо кроме удовлетворения инстинктов. Из-за своей серости, тупости и нежелания узнавать что либо, будь то теория или практика, тело обречено шагать по граблям. Причём ни после первого, ни после сто первого удара по лбу тело так и не поймёт, в чём дело. И подавно не станет что-то менять. Умение и желание задавать вопросы и искать на них ответы мама в далёком детстве вырубила диском с мультиками или игровой приставкой.

У меня всё было с точностью до наоборот. Мама старалась ответить на все мои вопросы. Благо, она сама благодаря старшему брату с детства была любознательным человеком и в любом возрасте интересовалась всем, чем можно: основами и новостями науки, искусством, книжными новинками и классикой. Пустая бабская болтовня ей всегда была в тягость. Поэтому она могла объяснить мне если не всё, то очень многое. Мало того, она сама заинтересовывала меня. «А вот посмотри, какие листики зелёные. Это потому, что у них внутри маленькие зелёные шарики, которые делают пищу для травы, деревьев». «Смотри, какие звёзды на небе. Это далеко-далеко огромные светящиеся шары из огня! Но они так далеко, что нам они кажутся маленькими». Примерно так. И вот таким образом каждый день. В самом раннем возрасте – простыми словами, постарше – более сложно. И мне уже всё становилось интересно: что это за шарики такие в траве, что за огненные шары на небе. Та же система была с книжками – она читала мне очень много и заинтересовывала читать самого. В итоге я в 2,5 года читал по слогам, а в 3,5 – бегло. Со счётом та же ситуация. Никогда я не слышал слов «это ему ещё рано!». В 6 лет я познакомился с Илиадой. В 7 по моей просьбе мне купили учебник по астрономии, по которому я учился в 11 классе. Вряд ли я там в 7 лет много понял, но всякие белы карлики и красные гиганты, парсеки и метагалактики помню ещё с тех пор. Пугал ими одноклассников-первоклашек и учительницу.

Практически все дети – за исключением совсем глупых и ленивых – очень любознательны. Этот интерес к миру даже не надо как-то искусственно развивать. Достаточно подпитывать её понятными, доходчивыми ответами. Как костёр – дровами. Просто не отмахиваться от ребёнка и не забивать его любознательность всякими эрзацами типа мультиков и игровых приставок. И тогда этот костёр саморазвития будет поддерживаться всю жизнь. Познание мира – это как наркотик, только очень-очень положительный. «Подсев» однажды, уже не отделаешься от него. Ты уже не можешь без новых знаний, умений, не можешь без саморазвития. Ты ощущаешь потребность постоянно двигаться вперёд, не закостеневать, не протухать. Те родители, которые воспитали пьяниц, быдло, лодырей, пофигистов, пусть бьют себя видеомагнитофоном по голове. Об откровенных маргиналах, у которых дети бегают беспризорными, как маугли, я не говорю. Тут любые слова излишни.

Поэтому мне всегда нравилось учиться. Именно познавать новое. Хотя и учёба в школе сама по себе меня особо не напрягала. Был один момент, о котором я скажу позже, но в общем и целом мне больше нравилось, чем не нравилось учиться в школе. Ну а о самообразовании я вообще молчу. Несколько научных и научно-популярных книг на месяц – моя средняя норма. Экономика, право, социология, история, биология, география, астрономия и множество других наук. И очень желательно, чтобы книги помимо общеразвивающей информации давали какие-то практические умения или хотя бы показывали направление движения, где эти умения можно обрести. Поэтому когда стоит выбор, выпить алкоголя или нет, я выберу «нет». Потому что вечер, потраченный на пьянку, вместе со следующим утром (больная голова) означает целые сутки, которые можно было бы провести гораздо интереснее и полезнее. Получить знания или навыки. Или продвинуть Дело.
 
источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий