В течение последних двухсот лет политические традиции
государств постепенно перешли от условий, когда мнение масс не
принималось в расчет монархами и правящими кругами, до нынешней
ситуации, когда голос толпы становится преобладающим, и массы (а точнее,
те, кто ими движет) диктуют правительству его поведение.
Толпа никогда не стремилась к правде; она отворачивается от очевидности,
не нравящейся ей, и предпочитает поклоняться заблуждению, если только
заблуждение это прельщает ее. Кто умеет вводить толпу в заблуждение, тот
легко становится ее повелителем; кто же стремится образумить ее, тот
всегда бывает ее жертвой.
Гюстав Ле Бон
Примечательно, что написана «Психология народов и масс» была
более 100 лет тому назад, около 1894 года, французским философом
Гюставом Ле Боном. Ле Бон раскрыл черты толпы и
дал их глубокий анализ, который актуален до сих пор. Говорят, его книга
была настольной у Ленина, Сталина и Гитлера.
Вот что писал Гюстав Ле Бон в своей работе «Психология народов и
масс» .
«Путем ассоциации толпа выработала идеи
(если не совсем справедливые, то, во всяком случае, вполне определенные)
о своих интересах и получила сознание своей силы. Толпа составляет
синдикаты, перед которыми капитулируют все власти, одна за другой, и
организует биржи труда, стремящиеся управлять условиями работы и
заработной платы. Толпа посылает в правительственные собрания своих
представителей, лишенных всякой инициативы и, чаще всего, служащих
только простым орудием тех комитетов, которые их избрали. <...>
Под словом «толпа» подразумевается в
обыкновенном смысле собрание индивидов, какова бы ни была их
национальность, профессия или пол и каковы бы ни были случайности,
вызвавшие это собрание. Но с психологической точки зрения слово это
получает уже совершенно другое значение. При известных условиях и притом
только при этих условиях — собрание людей имеет совершенно новые черты,
отличающиеся от тех, которые характеризуют отдельных индивидов,
входящих в состав этого собрания. Сознательная личность
исчезает, причем чувства и идеи всех отдельных единиц, образующих целое,
именуемое толпой, принимают одно и то же направление. Образуется
коллективная душа, имеющая, конечно, временный характер, но и очень
определенные черты. Собрание в таких случаях становится тем, что я
назвал бы, за неимением лучшего выражения, организованной толпой или
толпой одухотворенной, составляющей единое существо и подчиняющейся
закону духовного единства толпы» .
Толпа никогда не может быть осознанна или
разумна. Это исключено способом ее внутренней психологической
организации. Несмотря на то, что Гюстав Ле Бон называет ее
одухотворенной «за неимением лучшего выражения», объединение и
существование толпы происходит на уровне душевном, эмоциональном, а не
разумном, сознательном. (прим. автора)
«Исчезновение сознательной личности и
ориентирование чувств и мыслей в известном направлении — главные черты,
характеризующие толпу, вступившую на путь организации, — не требуют
непременного и одновременного присутствия нескольких индивидов в одном и
том же месте. Тысячи индивидов, отделенных друг от друга, могут в
известные моменты подпадать одновременно под влияние некоторых сильных
эмоций или какого-нибудь великого национального события и приобретать,
таким образом, все черты одухотворенной толпы. Стоит какой-нибудь
случайности свести этих индивидов вместе, чтобы все их действия и
поступки немедленно приобрели характер действий и поступков толпы. В
известные моменты даже шести человек достаточно, чтобы образовать
одухотворенную толпу, между тем как в другое время сотня человек,
случайно собравшихся вместе, при отсутствии необходимых условий, не
образует подобной толпы. С другой стороны, целый народ под действием
известных влияний иногда становится толпой, не представляя при этом
собрания в собственном смысле этого слова» («Психология народов и
масс»).
«Самый поразительный факт, наблюдающийся в
одухотворенной толпе, следующий: каковы бы ни были индивиды,
составляющие ее, каков бы ни был их образ жизни, занятия, их характер
или ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них
образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и
действовать совершенно иначе, чем думал бы, действовал и чувствовал
каждый из них в отдельности. <…> Одухотворенная толпа представляет
собой временный организм, образовавшийся из разнородных элементов, на
одно мгновение соединившихся вместе, подобно тому, как соединяются
клетки, входящие в состав живого тела и образующие посредством этого
соединения новое существо, обладающее свойствами, отличающимися от тех,
которыми обладает каждая клетка в отдельности.
Появление этих новых специальных черт,
характерных для толпы и притом не встречающихся у отдельных индивидов,
входящих в ее состав, обусловливается различными причинами. Первая из
них заключается в том, что индивид в толпе приобретает, благодаря только
численности, сознание непреодолимой силы, и это сознание дозволяет ему
поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда
бывает один. В толпе же он менее склонен обуздывать эти инстинкты,
потому что толпа анонимна и не несет на себе ответственности. Чувство
ответственности, сдерживающее всегда отдельных индивидов, совершенно
исчезает в толпе.
Вторая причина — заразительность или зараза
— также способствует образованию в толпе специальных свойств и
определяет их направление. <…> В толпе всякое чувство, всякое
действие заразительно, и притом в такой степени, что индивид очень легко
приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному. Подобное
поведение, однако, противоречит человеческой природе, и потому человек
способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы.
Третья причина, и притом самая главная,
обусловливающая появление у индивидов в толпе таких специальных свойств,
которые могут не встречаться у них в изолированном положении, — это
восприимчивость к внушению; зараза, о которой мы только что говорили,
служит лишь следствием этой восприимчивости. Чтобы понять это явление,
следует припомнить некоторые новейшие открытия физиологии. Мы знаем
теперь, что различными способами можно привести индивида в такое
состояние, когда у него исчезает сознательная личность, и он подчиняется
всем внушениям лица, заставившего его прийти в это состояние, совершая
по его приказанию поступки, часто совершенно противоречащие его личному
характеру и привычкам. <…> Сознательная личность у
загипнотизированного совершенно исчезает, так же как воля и рассудок, и
все чувства и мысли направляются волей гипнотизера.
Таково же приблизительно положение
индивида, составляющего частицу одухотворенной толпы. Он уже не сознает
своих поступков, и у него, как у загипнотизированного, одни способности
исчезают, другие же доходят до крайней степени напряжения. Под влиянием
внушения такой субъект будет совершать известные действия с неудержимой
стремительностью; в толпе же эта неудержимая стремительность проявляется
с еще большей силой, так как влияние внушения, одинакового для всех,
увеличивается путем взаимности. Люди, обладающие достаточно сильной
индивидуальностью, чтобы противиться внушению, в толпе слишком
малочисленны, и потому не в состоянии бороться с течением. Самое
большее, что они могут сделать, — это отвлечь толпу посредством
какого-нибудь нового внушения. Так, например, удачное слово,
какой-нибудь образ, вызванный кстати в воображении толпы, отвлекали ее
иной раз от самых кровожадных поступков.
Итак, исчезновение сознательной личности,
преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и
идей, определяемое внушением, и стремление превратить немедленно в
действия внушенные идеи — вот главные черты, характеризующие индивида в
толпе. Он уже перестает быть самим собой и становится автоматом, у которого своей воли не существует».
Теперь о каком ясном сознании и трезвой оценке
ситуации можно говорить, пребывая в толпе? Эмоциональный уровень
исключает внутреннюю тишину, культуру. Отсутствие тишины исключает
четкое видение ситуации. Отсутствие культуры несет маразматический крест
толпы.
«…неспособность толпы правильно рассуждать
мешает ей критически относиться к чему-либо, то есть отличать истину от
заблуждений и иметь определенное суждение о чем бы то ни было. Суждения
толпы всегда навязаны ей и никогда не бывают результатом всестороннего
обсуждения. Но как много есть людей, которые не возвышаются в данном
случае над уровнем толпы! Легкость, с которой распространяются иногда
известные мнения, именно и зависит от того, что большинство людей не в
состоянии составить себе частное мнение, основывающееся на собственных
рассуждениях».
«Таким образом, становясь частицей организованной толпы, человек
спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации. В
изолированном положении он, быть может, был бы культурным человеком; в
толпе — это варвар, то еcmь существо инстинктивное. У него
обнаруживается склонность к произволу, буйству, свирепости, но также и к
энтузиазму и героизму, свойственным первобытному человеку, сходство с
которым еще более усиливается тем, что человек в толпе чрезвычайно легко
подчиняется словам и представлениям, не оказавшим бы на него в
изолированном положении никакого влияния, и совершает поступки, явно
противоречащие и его интересам, и его привычкам. Индивид в толпе — это
песчинка среди массы других песчинок, вздымаемых и уносимых ветром».
«…на толпу нельзя влиять рассуждениями, так как ей доступны только
грубые ассоциации идей. Поэтому-то факторы, умеющие производить
впечатление на толпу, всегда обращаются к ее чувствам, а не к ее
рассудку. Законы логики не оказывают на нее никакого действия. Чтобы
убедить толпу, надо сначала хорошенько ознакомиться с воодушевляющими ее
чувствами, притвориться, что разделяешь их, затем попытаться их
изменить, вызывая посредством первоначальных ассоциаций какие-нибудь
прельщающие толпу образы. Надо также уметь вернуться назад в случае
нужды, и главное — уметь угадывать ежеминутно те чувства, которые
порождаешь в толпе».
«Опыт является, наверное, единственным действительным средством для
прочного укрепления какой-нибудь истины в душе толпы и разрушения
иллюзий, сделавшихся чересчур опасными. Нужно, однако, чтобы опыт
совершен был в широких размерах, и чтобы он повторился несколько раз.
Опыт одного поколения обыкновенно не приносит пользы следующему, вот
почему лишне пользоваться историческими фактами как примерами.
Единственное значение таких демонстраций заключается лишь в том, что они
показывают, до какой степени необходимо из века в век повторять опыт,
чтобы он мог оказать какое-либо влияние и пошатнуть хотя бы
одно-единственное заблуждение, если только оно прочно укоренилось в душе
толпы».
Отрывки взяты отсюда: http://anvaya.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий